Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия

Ундол
Село Ундол является одним из старейших сел Владимирской губернии. Расположенное на речке Ундолке, село в честь него получило свое название. Издавна, в непосредственной близости от села, проходила знаменитая «Владимирка», соединявшая Москву и Владимир и известная с XVI века.

В документах село Ундол впервые упоминается в 1611 году в связи событиями Смутного времени, когда « князь Куракин с русскими изменниками и литовцами осадил город Владимир, но будучи разбит Просовецким, воеводой Суздальским, бежал по направлению к Москве». Весть об этом русские ратники получили, находясь в Ундоле. И они просили, как это явствует из документа, ярославцев и волжан прислать помощь Москве.

В документе Ундол не назван селом, поэтому не ясно, была ли в это время здесь церковь.

Церковь в селе Ундол упомянута в патриарших книгах под 1628 годом, в которых говорится, что «церковь Воскресения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе Ундол» находится в вотчине Федора Васильевича Головина.

Здесь же приводится количество дани, взимаемой с церкви — 11 алтын. Это свидетельствует о том, что храм был небольшой и, очевидно, был построен из дерева. До наших дней этот храм не сохранился. Время его разрушения остается не известным. Но, как указывают документы, это произошло после 1746 года, так как в книгах патриаршего казенного приказа храм Воскресения упоминается. Как воспоминание о существовании Воскресенской церкви в современном храме хранился местный образ Воскресения, перенесенный из древнего храма.

В 1693 году местный помещик царский стольник Петр Васильевич Головин строит другую церковь в честь иконы Казанской Богоматери, которая сохранилась до наших дней. Постройка новой церкви свидетельствует о том, что в это время село было уже достаточно большим, поскольку явилась потребность в строительстве второй церкви.

Развитием своим село обязано «Владимирке», которая в отличие от старой дороги на Москву, которая шла в древности через Сергиев — посад, Алескандров и Юрьев- Польский, с XVI века стала проходить через село Рогожи ( ныне г. Ногинск) и Антониеву пустынь ( сегодня г. Покров).

История села неотделима от имени великого русского полководца А.В. Суворова, которому село принадлежало во второй половине XVIII века. Село Ундол было его любимым имением, здесь он подолгу жил, здесь отдыхал после своих победоносных походов и набирался сил. Село Ундол не являлось родовой суворовской вотчиной, а было куплено Александром Васильевичем у Татьяны Андреевны Бутурлиной в 1776 году.

Дворянский род Суворовых ведет свое происхождение из Швеции и восходит к XVI веку. Основателем рода является Иван Парфеньевич Суворов, погибший в 1655 году в битве с поляками под Дубровной.

Отец А.В. Суворова был сыном генерального войскового писаря, будучи царским денщиком, он выполнял при нем роль переводчика. Василий Иванович прожил достаточно бурную жизнь, достигнув в конце ее чин генерал- аншефа. При Анне Иоанновне он занимал пост войскового прокуро­ра, а в 1763 году принимал участие в заговоре против Петра III, в результате которого пришла к власти Екатерина II.

В том же 1763 году его сын- А.В. Суворов получает под свое командование Суздальский пехотный полк.

Командование полком А.В. Суворов принял во время стоянки в Санкт — Петербурге, на Васильевском острове, и вскоре вместе с ним перебрался в Новую Ладогу, где в это время полк квартировал. В это время Суздальский пехотный полк входил в состав Петербургской дивизии, которой командовал князь A.M. Голицын.

Род Суворовых имел достаточно крупные земельные владения. Вот как сам А.В.Суворов писал об этом в своей автобиографии, в написанной им в 1786 году и опубликованной в журнале, «Исторический вестник» за 1900 год: « По кончине его ( отца- В.И. Суворова), в 1775 году получил я в наследство родовыя и иныя, им приобретенныя деревни:….Володимирскаго наместниче­ства, Суздальской округи, в селах Кистоше и Менчакове, деревнях Курках и Хлябове, мужеска триста семьдесят две, женска триста пятьдесят душ; Ковровской округи, в сельце Дькове и деревне Трутневой, мужеска девятна­дцать, женска двадцать две души;….» Кроме сел и деревень, находившихся во Владимирском наместничестве, по наследству А.В.Суворову перешли земли в Пензенском, Костромском, Московском и Новгородском наместничествах. Среди этих имений нет упоминания о селе Ундол.

И далее А.В.Суворов пишет о приобретенных им самим — различных имений икрестьян: « И на оставшия по его экономии и иныя деньги купил разныя частик прежде реченным и другия поместья ». Среди новоприобретенных владений названо село Ундол. «… того же наместничества (Владимирское) иокруги в селе Ундоле, деревнях: Гнусове, Петрушине, Хренове и Ларине, в 1776 Году, марта в 21 день, от госпожи капитанши, вдовы жены покойнаго Сергея Иванова сына Бутурлина, Татьяны Андреевой дочери, мужеска четыреста двадцать семь, женска четыреста тридцать душ;…».

Долг верности роду у Суворова, как и у Пушкина, сочетался с верностью отечеству. Заслуги предков и среди них, прежде всего, отца должны были быть увековечены.

А.В. Суворов большое значение придавал вере в Бога и всячески заботился о духовном воспитании своих солдат. За свою жизнь он выстроил несколько храмов, посвященных, как правило, наиболее значительным событиям своей жизни. В 1763 году, после своего назначения на пост командира Суздальского полка, в Новой Ладоге, где в это время стоял полк, А.В. Суворов выстроил деревянную церковь в честь святых Петра и Павла. А в 1797 году в честь победы над Турками под Кинбурном храм в честь Покрова Богородицы.

Потеря горячо любимого отца в 1775 году и рождение дочери рождают в душе Суворова, который был истинно верующим христианином, горячее желание возвести храм в родовой вотчине. Храм в честь Василия Великого в селе Кистыш строился долго и трудно. В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В. Березиным, он датируется 1793 годом. Кроме центрального престола в честь Василия Великого, существовали и два других: Илье — Пророку и святому покровителю Руси и ее защитнику Александру Невскому.

Несмотря на то, что село Ундол было любимым имением Александра Васильевича, начинает он здесь жить постоянно только с 1784 года, после того, как становится командиром 6-й Владимирской дивизии. Село Ундол было выбрано А.В. Суворовым не случайно. Большое торговое село при московской дороге, где мог разместиться не только он сам, но и штаб Владимирской дивизии. Для солдат были даже выстроены специальные казармы, чтобы избавить крестьян от тягот постоя. Кроме того во Владимире жил правитель Владимирского наместничества Самойлов, на которого были возложены обязанности по хозяйственному обеспечению дивизии.

Сам А.В. Суворов жил в небольшом деревянном господском доме, расположенном над речкой Ундолкой. Именно в этом доме он пишет свою знаменитую книгу «Наука побеждать», в которой обобщил свой накопленный полководческий опыт.

А.В. Суворов много делал для украшения Ундола, при нем в имении поддерживался образцовый порядок.

Сохранилось письмо А.В. Суворова к М.И. Поречневу, который будучи отставным прапорщиком являлся управляющим суворовским имением. Оно дает представление не только о саде и парке, о которых идет речь в письме, но и рисует образ великого полководца в домашней обстановке.

Семейная жизнь Суворова оказалась не очень счастливой. Женился он довольно поздно в 1774 году, будучи уже генерал — поручиком по настоянию отца. Его женой была Варвара Ивановна Прозоровская, дочь богатого вельможи и соседа по имению. Имение Прозоровских Вишенки граничили с суворовским имением Кистыш. В 1784 году, когда Александр Васильевич перебрался в Ундол, он находился уже в разводе с Варварой Ивановной. В этом же году у нее родился сын, которого назвали Аркадий. Судьба Аркадия Александровича оказалась трагической. В возрасте 27 лет во время русско-турецкой компании в 1811 году он погиб при переправе через реку Рымник, при которой его великий отец покрыл себя неувядаемой славой.

Старшая любимая дочь Суворова Наташа с 1779 года воспитывалась в Смольном институте.

Интересно отметить, что Ундол было куплено Суворовым спустя год после рождения Наташи, она же получила его в наследство.

Но жил в Ундоле в 1784 году Суворов один и активно занимался хозяйством. Однако мирная жизнь тяготила полководца. « Изторгните меня из праздности!»- просил А.В. Суворов Светлейшего Князя Г.А. Потемкина из Ундола 22 ноября 1784 года.

Тяжелые думы, одолевавшие его, Суворов пытался заглушить заботами о доме. В письме, адресованном управляющему, о котором писалось выше, в частности, говорится: « …не пропусти время в Ундольском саду, вместо подсохших березок насадить осенью новые, а коли можно, то и елками, а подле частокола метельником, чтобы оный со временем гуще разрося, был красив и пустых мест в нем бы не было. Тако ж аллеи и дороги с куртинами липником и кленником дополнить и украсить. К Ундолке речке против ворот прошпектом по приличеству мест березками, липками, коли можно и елкою, а подле самой речки чаще ветленником обсадить».

В этом же письме Суворов приказывает своему управляющему обратиться за помощью к графу Воронцову Р.Л. попросить у него садовника. Имение Воронцова Р. Л. Андреевское находилось неподалеку от Ундола.

К сожалению, из описания господского дома сохранилось лишь описание так называемой «птичьей горницы». В самой большой комнате господского дома было устроено некое подобие зимнего сада. С осени здесь высаживались в кадки сосенки, ели и березки, одновременно ловили птиц: синиц, снегирей, щеглов и выпускали в эту искусственную рощицу. А весной, на Святой неделе А.В. Суворов, чтя древний обычай, выпускал их на волю. Описание «птичьей горницы» приводится в одном из писем, обращенных к управляющему: «Пхичью горницу оставить по-прежнему. Рощу к ней с Покрова или в свое время учредить из разных птиц. Больше прошлогоднего наловить; особливо, как большой недостаток был в щеглятах. И на покупных птиц я не жалею рублика — другого в Владимире и Москве. Но на это нечего надеяться, лучше уж свои. Роща чтоб так чиста была, чтоб нам можно было в ней и зимою кушать. Корыта для птичьих семян в ней должны быть приличны, неказисты, да и плошки надобно получше. С полдюжины кадок должно поставить с лучшею землею. Посадить сюда березок, елок, сосенок и которые из них отойдут и будут к весне расти — чего ради их хранить и поливать».

Но особенной заботой А.В. Суворова как верного христианина пользовалась Ундольская церковь Казанской Богоматери, построенная в 1697 году Василием Петровичем Головиным. При Суворове к церкви был пристроен придел в честь святого Сергия Радонежского. Сохранилось письмо, датированное 1785 годом, в котором Александр Васильевич пишет своему управляющему: « Ведий, что у меня денег нет, а долг есть и год целый я тратился на церкви, чем меньше мы издержим на Ундолу, тем больше по уплате долга, останется нам денег на тамошние ризы к Божьей церкви.. ».

Известный владимирский краевед К. Тихонравов в одной из своих заметок, опубликованных во Владимирских губернских ведомостях, писал:«…некоторое время он (Суворов) жил тут ( в Ундоле), пел и читал в церкви на клиросе и пожертвовал на нее свои орденские звезды : оне нашиты на священнические ризы и хранятся в ризнице».

Речь, по всей видимости, идет о дубликатах орденов, которые изготовля­лись из материи, украшались шитьем и нашивались на мундир.

Рядом с церковью А.В. Суворов построил школу для крестьянских и солдатских детей. При нем в имении существовал театр, оркестр и великолепный церковный хор. А. В. Суворов являлся большим поклонником церковного пения и сам пел на клиросе. После смерти Суворова имение постепенно приходит в запустение, перейдя по наследству его дочери — Наталье Александровне,

Наталья Александровна, которая всю жизнь подписывалась « урожденная княжна Италийская, графиня Суворова — Рымнинская» в 1794 году вышла замуж за графа Николая Александровича Зубова, а в 1805 году осталась тридцатилетней вдовой с шестью детьми: Александром, Платоном, Валерианом, Верой, Ольгой и Любовью. После смерти мужа она часто и подолгу живет в усадьбе Фетинино, куда она перевозит и отцовский дом.

Бумаги Натальи Александровны хранятся во Владимирском архиве в личном фонде М. М. Леонтьева, который был Владимирским губернским предводителем дворянства и прямым потомком Зубовых. В основном бумаги, представленные в этом фонде, представляют личную переписку Натальи Александровны.

Определенный интерес вызывают документы, в которых говорится о героическом поведении сыновей Натальи Александровны, храбро сражавшихся в войне 1812 года и оказавшихся достойных славы своего великого деда.

Однако никаких сведений ни о церкви, ни о самом селе в этом фонде, к сожалению, нет.

В 1859 году на церковные средства к церкви были пристроены теплая трапезная с престолами: в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя и чудотворца Николая и колокольня.

В 1870 году на средства прихода церковь и колокольня были обнесены каменной оградой. В это время при церкви была каменная сторожка и каменная часовня в ограде. До революции в селе существовало земское училище, помещавшееся в отдельном доме.

В настоящее время церковь Казанской Богоматери сохранилась достаточно хорошо, и в ней регулярно проходят богослужения.