Предлагаем щебень в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

 

Раствор для дорожек на даче пропорции

Предлагаем купить песок в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Плюсы и минусы бетонных дорожек

К достоинствам бетонных дорожек относятся:

  • доступность и быстрота изготовления;
  • экономичность;
  • возможность создания различных форм;
  • многообразие для декора;
  • долговечность.

При строительстве тропинок из бетона своими руками можно придумать оригинальный дизайн для оформления ландшафта.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки:

  • трудоемкость подготовительных работ;
  • возникновение трещин;
  • невозможность перепланировки;
  • обязательное устройство опалубочной конструкции;
  • потребность в бетономешалке (если планируется большой объем работ);
  • дорожки со временем дают усадку.

Из всех вышеперечисленных недостатков существенным является последний: в связи с проседанием грунта и вымыванием основания дорожки могут расползтись. Поэтому на участках, где имеется высокая глубина залегания грунтовых вод, такие тропы рекомендуется укладывать на высокую подушку или заливать сплошной лентой.

Изготовление бетонной дорожки

Большие или маленькие населенные пункты кажутся неуютными из-за неприглядного вида, отсутствия тротуарных дорожек, детских площадок, придомовых территорий. Ни одна стройка не может быть законченной, пока не наведен порядок на придомовой территории. Сооружение нехитрых объектов — дорожек — не требует специального подхода, высокого профессионализма.

Тротуарная дорожка может состоять из разного материала. Бетон, камень, гравий, плиты, кирпич, песок – далеко не полный перечень возможных покрытий. У каждого материала есть свои положительные и отрицательные характеристики. Сегодня ознакомимся с технологией бетонирования. Использование бетона – дешевый, быстрый способ для тротуарного покрытия.

Распространен определенный состав материалов для подготовки раствора:

  • Цемент — главная составляющая, связывающая все компоненты. Портландцемент обладает высоким скрепляющим свойством, лучше всего подходит для раствора. По прочности больше пригодна марка 500, можно использовать марку 400, но разница может сказаться на сроке службы. Обязательно обратите внимание на сухость и сыпучесть, цемент не должен выглядеть отсыревшим, скомканным.
  • Песок. Размер фракций соответствует значениям от 1,5 до 5мм. В общей массе нужно соблюдать равномерность, расхождение — не больше 2 мм. Песок берут обязательно чистый, без посторонних примесей. Идеальный вариант – речной, по цене он дороже, но в нем нет глины и других примесей. Если сомневаетесь в чистоте – просейте его.

Основные составляющие бетона.

Щебень. Прочность раствору дает заполнитель — щебень, гравий. Использовать морской камень не стоит, он отполирован водой и не обладает достаточным сцеплением. Размер щебня варьируется от 8 до 35 мм. Как и в песке, в заполнителе не должно быть пыли, грязи и глинистых примесей. При подготовке бетона самостоятельно подбирайте заполнитель, состоящий из фракций разных размеров, или соедините крупный и средний щебень. При смешивании компонентов такие размеры обеспечат плотную связку между собой, и не явятся причиной образования пустоты.

  • Необходимую текучесть, вязкость бетону обеспечат добавки, пластификаторы. Внимательно изучайте инструкции по использованию добавок, входящих в состав раствора.
  • Сделать плитку своими руками для садовой дорожки вполне доступно, просто и даже увлекательно, так как дает простор полета для вашей фантазии. При этом вы будете наверняка уверены в ее надежности, прочности и долговечности, так как весь процесс изготовления проведете самостоятельно. Раствор для садовой дорожки можно сделать собственноручно, при этом использовав цемент нужной марки, подходящий песок и соблюдая правильность приготовления.

    Садовая дорожка является не только практичным элементом двора, но и украшением, подчеркивающим общий дизайн участка.

    Тогда от проведения подобной работы вы получите настоящее удовлетворение и сможете по праву гордиться вашим творением.

    Если вы решили создать самостоятельно дорожку в своем саду или на дачном участке, то в первую очередь нужно решить, какой формы будут ее составляющие. В специализированных магазинах продаются достаточно разнообразные формы для садовых дорожек, при этом цена на них вполне приемлемая.

    Выбирать стоит, ориентируясь на окружающий ландшафт и на суть процесса изготовления. Есть формы, которые нужно предварительно смазать машинным или любым другим маслом, заполнить раствором, дождаться полного высыхания. Только после этого можно будет приступить к укладке, конечно, предварительно подготовив поверхность.

    Формочку для производства садовой дорожки следует выбирать, основываясь на общий ландшафтный дизайн участка.

    Есть другой вариант, при котором, используя форму, вы можете изготовить дорожку в очень короткий срок. Эта форма представляет собой уже скомпонованную часть дорожки, вам нужно поставить ее на подготовленный участок, заполнить раствором, разровнять шпателем или рейкой, подождать примерно полчаса и убрать форму.

    Таким образом, без процесса выкладки и подгона отдельных частей вы довольно быстро «соберете» всю систему. Ходить по дорожке изготовленной любым из способов можно уже через сутки, но это зависит от раствора и погоды, возможно, этот срок изменится в большую сторону.

    Приготовление раствора — это очень важный этап в процессе создания дорожек своими руками.

    Именно от него зависит, насколько будет надежна ваша дорожка, поэтому стоит отнестись к рекомендациям по изготовлению раствора очень внимательно.

    Покупать готовый раствор не рекомендуется по двум причинам. Первая — это то, что использовать раствор сразу очень непросто, потребуется много рабочих рук и форм. Вторая причина заключается в том, что вы не будете знать, какого качества составляющие растворной смеси.

    Одним из популярных материалов для садовых дорожек выступает бетон. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, он надежен. Во-вторых, является одним из долговечных. В-третьих, бетон смотрится довольно привлекательно. Кроме того, его укладка сопровождается сравнительно небольшими финансовыми затратами, а вот декорировать поверхность покрытия можно будет по своему вкусу.

    Используемый бетон

    Решая вопрос о том, как правильно залить садовые дорожки бетоном, вы должны знать, что состав должен зависеть от нагрузки при эксплуатации. В домашних условиях при затворении раствора мастера рассчитывают ингредиенты в литрах, в качестве единицы выступает ведро. Нужно учесть, что 50 кг цемента – это 38 л, что эквивалентно стандартной упаковке.

    Если вы решили изготовить садовую дорожку из бетона своими руками, то должны знать, что на качестве раствора сказывается присутствие нужного объема воды. При замешивании необходимо взять за основу пропорцию 1 к 4, где единица – это часть воды, а четвёрка – это часть цемента. Этой пропорции рекомендуется придерживаться, но консистенция может получиться недостаточно пластичной для заливки.

    Для того чтобы исправить этот недочёт, следует долить воду, добавляя ее небольшими порциями. Делать это необходимо, пока состав не получится таким, как нужно. Важно определить ещё и то, какое количество бетона понадобится. Сделать это достаточно просто, для этого следует умножить площадь заливки на высоту дорожки.

    Садовые дорожки из бетона своими руками обычно изготавливаются с использованием определенного набора инструментов и материалов:

    • доски;
    • арматура;
    • заостренная лопата;
    • мастерок;
    • рубероид;
    • ведро;
    • емкость;
    • бетон;
    • щебень;
    • песок.

    Если вы решили выполнить садовую дорожку из бетона своими руками, то для начала необходимо приготовить раствор. Состав будет всегда одинаковым – это цемент, песок и гравий, а вот пропорции могут меняться в зависимости от назначения покрытия. Если же необходимо залить пешеходную дорожку, то на четыре части гравия необходимо взять часть цемента и 2,5 части песка.

    Когда выполняется садовая дорожка из бетона своими руками, нет необходимости заказывать раствор на заводе, можно приготовить бетон самостоятельно. Для этого выбирается емкость, похожая на корыто. Если вы хотите сделать небольшую порцию раствора, то можно использовать и жестяной лист.

    Бетон для садовых дорожек, пропорции которого указаны в статье, приготавливается из песка и гравия. Они соединяются, а к полученной смеси добавляется необходимое количество цемента. Ингредиенты снова хорошо перемешиваются, пока не удастся добиться единой массы.

    В ее середине следует сделать лунку, куда заливается половина воды. С краев сгребается небольшое количество раствора и перемешивается. В полученной массе следует сделать еще одно углубление, повторив процедуру. Делать это необходимо до тех пор, пока не получится бетон нужного вида. Определить, готов ли он, достаточно просто.

    Любые строительные работы необходимо начинать с разметки. Для этого нужно определиться с контурами будущей дорожки, по ним вбиваются колышки, между которыми натягивается шнур. Чем более извилистой будет дорожка, тем больше колышков понадобится. На следующем этапе необходимо заложить дренажный слой. Для этого по всему периметру выкапывается траншея, углубиться при этом необходимо на 20 см.

    На дно застилается рубероид, который понадобится ещё и для боковых сторон. Рубероид защитит бетон от влаги, которая оказывает на него губительное воздействие. Когда выполняется садовая дорожка из бетона своими руками, на следующем этапе необходимо выложить слой песка, его следует смочить и утрамбовать. Между слоями песка следует уложить слой щебня или гравия, это улучшит дренажные свойства.

    Установка опалубки

    Опалубка является довольно важным этапом строительства, она представляет собой основу для дорожки. От того, насколько качественно вы выставите доски, будет зависеть внешний вид дорожки. Для этого необходимо взять 15-мм фанеру или доски, их высота должна быть равна высоте желаемого покрытия.

    Подготовленный материал крепится, а лучше – прибивается колышками, которые использовались для разметки. С промежутком в 150 см необходимо расположить поперечные крепления, в качестве них будут выступать металлические листы, разделяющие покрытие на части. С увеличением количества секций конструкция получается более крепкой.

    Внутри бетонной плиты обязательно должны располагаться металлические элементы, которые станут гарантией долговечности. В противном случае бетон должен иметь толщину в 15 см, но даже в этом случае нет уверенности в том, что через год он не развалится.

    • Подготовительные работы
    • Изготовление опалубки и армирование дорожки из бетона
    • Приготовление бетона и его заливка
    • Список инструментов и материалов
    1. Пластиковая форма. Может быть разных размеров и форм;
    2. Песок;
    3. Гравий;
    4. Цемент;
    5. Вода;
    6. Средства индивидуальной защиты: перчатки, респиратор;
    7. Уровень;
    8. Длинный шнурок, мел или известь;
    9. Ручной трамбовщик;
    10. Лопата;
    11. Ведро, другая емкость или лист стали – для перемешивания цементного раствора;
    12. Дрель с насадкой для перемешивания цементного раствора или совковая лопата;
    13. Мастерок;
    14. Машинное масло. Можно переработанное;
    15. Кисточка или старая зубная щетка;
    16. Жесткая щетка.

    Проект дорожки

    На этом этапе необходимо продумать дизайн дорожек, поэтому перед началом работ желательно составить эскиз, в который будут входить:

    • план расположения дорожек;
    • привязка всех размеров к поворотам;
    • примерное указание ширины дорожной ленты;
    • обозначения мест, где необходимо подсыпание или срезание грунта.

    На данном этапе продумывают дизайн будущих дорожек, поэтому до начала работ составляют эскиз.

    Кроме того, необходимо учесть и такие нюансы, как возможная прокладка водопровода и канализации, телефонного кабеля, обустройство подъездной части.

    Пропорция для бетона на дорожки: материалы

    Прежде всего, надо определиться, сколько бетона вам потребуется для создания бетонных плит или бетонирования дорожки, въезда и т. д. В расчете количества бетона нет ничего сложного.

    Если мощение будет выполняться бетонными плитами, то определите площадь одной плиты и умножьте ее на высоту этой плиты. Все данные должны быть в метрах. Теперь умножьте полученный результат на количество плит, которое вам понадобится.

    Если площадка будет заливаться единой бетонной массой, то расчет количества бетона практически аналогичен: площадь умножается на толщину заливки.

    Этим же способом можно определить примерное количество материала и для плит, если плиты будут укладываться «встык». А в случае, если предполагается расстояние между плитами, нужно от результата отнять 5-10%.

    Остается только решить вопрос толщины заливки. Если речь идет о пешеходной дорожке, то вполне достаточно слоя бетона в 5-7 см. Это же значение подойдет и для патио. Если же необходимо сделать въезд для автомобиля, то бетонный слой должен быть не менее 10 см.

    Принимая во внимание, что ширина пешеходной дорожки равняется примерно 0,8 м, а ширина въезда для машины — 3м, то легко посчитать, что на 1 погонный метр дорожки потребуется 0,05 м3, а на 1 погонный метр въезда — 0,3 м3 бетона. Соответственно, 1-го м3 бетона хватит на 20 м2 дорожки или на 3,3 м2.

    Помимо бетонной кладки, необходимо учитывать и песчаное основание, высота слоя которого составляет от 10 до 15 см.

    Расчет веса стройматериалов производится по формуле ДхШхВ, где Д — длина дорожки, Ш и В — ширина и высота соответственно.

    Например, нужна дорожка с шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота песчаной подушки будет приниматься 10 см.

    Тогда согласно формуле можно получить следующее:

    • при объеме песка (принимается строительный материал по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ — вес песка из справочника будет равен 775 кг;
    • при объеме бетона 0,5 м³ соотношение среднего веса составит 1075 кг.

    Исходя из расчета пропорций «цемент-песок-щебень» в частях 1:3:1 и общего веса кубометра бетона, равного по справочнику 1075 кг (общий вес разбивается на 5 равных частей), можно получить следующие значения:

    • цемент — 215 кг;
    • песок — 645 кг;
    • щебень — 215 кг.

    Это значит, что для устройства простой бетонной дорожки шириной в 1 м, длиной в 5 м и высотой слоя в 10 см понадобится по 215 кг дорожного цемента и щебня и 645 кг строительного песка. Все расчеты ведутся без учета добавления воды и различных пигментных красителей.

    Бетон и краситель для бетонных дорожек: состав и пропорции

    Чем отличается цементный раствор для изготовления садовых дорожек от обычного, он может быть окрашен пигментами или красителями, к раствору добавляются укрепляющие добавки или фиброволокно, которое применяется для микроармирования бетона.

    Пропорции бетонной смеси – 1:2:2:2 (вода, цемент – М500, щебень – фракция 5-10, песок)

    Пример садовой дорожки

    Красящие пигменты и красители со временем не станут блеклыми и выцветшими. Одной упаковки весом 750 г хватит, чтобы окрасить 14-24 плиток в зависимости от того какая у вас форма 60 или 80 см.

    Пигмент добавляется в %-м соотношении к сухому цементу все зависит от цвета пигмента, минимальное соотношение 0,2-2% максимальное 3-5%.

    Красители для бетона

    Цвет пигмента Минимальное соотношение, % Достаточны % для получения насыщенного цвета Максимальное количество, %
    1 3-4 5 5
    0,2 1-2 3 3
    Зеленый 0,2 1-2 3
    Оранжевый и желтый 2 3-4 5
    Коричневый 2 2-3 5
    2 4-5 5 5
    Красный 1 1,5-2 5

    Красящие добавки марки HLV для садовых дорожек и бордюров отличаются своим применением, добавки можно применять на любом этапе изготовления раствора или уже на готовые дорожки путем нанесения красителя поверх бетона. Краситель добавляют от 0,2 до 3% от массы сухого цемента, рекомендуемые пропорции 250 г красителя на 25 кг цемента.

    Из общего у красящих добавок и пигментов, это их ассортимент который чаще всего состоит из 4-х цветов, красный, коричневый, желтый и зеленый.

    Добавление красителя к цементу

    Для того чтобы дорожка была не только красивой, но и прочной, можно использовать добавки для бетона, которые повышают прочность бетона и устойчивость к механическим воздействиям.

    На сегодняшний день существует достаточное количество всевозможных добавок и упрочнителей, например, жидкий неорганический компаунд на основе лития. Такой упрочнитель наносится на готовое изделие из бетона, он проникает на 3 см вглубь пор бетона, в порах он кристаллизируется и тем самым повышает прочность бетона.

    Кроме пропитки можно воспользоваться добавками, которые смешиваются с жидким бетонным раствором, например фиброволокно полипропиленовое оно применяется для микроармирования бетона, что сделает ваши дорожки еще более прочными и долговечными.

    Кроме пропиток существуют и готовые добавки, которые рекомендуются именно для создания садовых дорожек из бетона, например HLV-15.

    Заливка садовой дорожки

    Скорей всего вы не правильно подготовили (или вообще не подготовили) основу под садовую дорожку, точнее фундамент. Если залить раствор просто на землю (без фундамента) конечно такая дорожка быстро потрескается. Либо вы сделали цементный раствор который не подходит для дорожки. Также, садовая дорожка может потрескаться из за расширения и сжатие бетона, из за перепада температур.

    Если у вас почва очень мягкая, а также если дорожка рассчитывается на большие нагрузки, ее нужно укрепить слоем утрамбованного щебня. Насыпьте 7,5-сантиметровый слой щебенки на подоснову и хорошо утрамбуйте кувалдой или садовым катком, затем насыпьте 2,5-5-сантиметровый слой песка для заполнения пустот в щебне и разровняйте граблями.

    Вот несколько СОВЕТОВ как правильно приготовить смесь для дорожки и делать дорожку:Сначала нужно сделать ФУНДАМЕНТ дорожки;

    — Распланируйте дорожку и отметьте ее границы натянутой веревкой. Снимите лопатой плодородный слой почвы в пределах границ, обозначенных веревкой. — Утрамбуйте дно траншеи (походите, попрыгайте) а лучше всего это сделать деревянным бруском (так более правильно), иногда применяют и кувалду или садовый каток.

    Выройте канаву глубиной 10-15 см. Насыпьте щебень и утрамбуйте его. Забейте ограничительные бордюры — доски высотой 8 — 10 см с двух сторон (по линии и ширине дорожки). Следует проверить высоту и горизонтальность поверхности уровнем. Залейте раствор между бордюрами, выровняйте его и утрамбуйте, сравняв с верхним уровнем досок.

    Накройте дорожку полиэтиленовой пленкой для защиты поверхности, до ее полного высыхания на несколько дней. Через 10 дней можно будет снять опалубку. Ну и собственно дорожка готова.

    От состава бетонной смеси зависит прочность покрытия, поэтому необходимо строго соблюдать рекомендуемые пропорции компонентов. Каким должен быть бетон, зависит, прежде всего, от тех нагрузок, которому будет подвергаться покрытие.

    Естественно, когда вы готовите бетонный раствор дома вручную, то пропорции компонентов легче брать не в килограммах (согласитесь, что взвешивать песок, цемент и прочее неудобно), а в литрах (мерилом может стать, например, ведро). При этом следует учитывать, что стандартный мешок цемента (50 кг) соответствует 38 л.

    Отдельно следует отметить вопрос количества воды для приготовления бетона. Идеальным считается весовое соотношение 1 часть воды на 4 части цемента (объемное соотношение — 1 часть воды на 3 части цемента), однако в этом случае полученный раствор будет недостаточно пластичным. На эти данные можно ориентироваться, но воды все же придется добавлять чуть больше, понемногу, пока раствор не приобретет нужную консистенцию.

    Рассмотрим состав бетонной смеси для различных объектов.

    Как выполнить разметку

    Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.

    Для обозначения места пролегания дорожек используют колышки с натянутой между ними веревкой.

    Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.

    На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.

    По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.

    Как монтировать опалубку

    В качестве опалубки используются обрезные доски или толстые фанерные листы с ровной внутренней поверхностью.

    Если опалубочная конструкция планируется съемной, то перед ее устройством рекомендуется обработать внутреннюю поверхность досок специальным смазочным составом — благодаря ему позже опалубку можно будет разобрать легко и быстро.

    Если нет смазки, то можно использовать отработанное машинное масло.

    Пошаговую инструкцию по устройству опалубки можно представить так:

    1. Установка досок производится в траншеи на предварительно подготовленное основание. Опалубку можно ставить сразу всю или постепенно, по мере освобождения досок, высота должна равняться высоте планируемой тропинки. Горизонтальность конструкции необходимо проверять строительным уровнем.
    2. На предварительно утрамбованное дно засыпают слои песка и щебня (при необходимости).
    3. Укладывают сетку из армированных стержней.
    4. Через каждые 2-2,5 м поперек траншеи устанавливаются доски толщиной до 20 мм, которые примут основную нагрузку при заливке бетонной смеси . Они же будут выполнять функцию компенсационных швов, благодаря которым бетонные полотна не растрескаются при температурных перепадах.

    Если требуется устроить дорожки изогнутой формы, то вместо досок используются фанера или пластиковые панели, которые легко прогнуть в нужном направлении.

    В целях экономии сил и снижения затрат на материалы опалубку можно монтировать частями.

    Для опалубки подойдут обрезные доски.

    Как обустроить подушку

    Подушку устраивают для распределения нагрузки. Кроме того, выполняя роль дренажа, песчаный слой пропускает влагу и не дает деформироваться дорожкам.

    На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить слой гидроизоляции, в качестве которой выступает геотекстиль, рубероид или агроволокно.

    Песчаную насыпку рекомендуется тщательно утрамбовывать, для чего можно слегка увлажнить слой и прокатать его правилом или разровнять граблями — в песке не должно оставаться пустот.

    В регионах с почвой повышенной влажности и низкими температурами в зимнее время рекомендуется добавлять к песчаному слою щебневый — так бетонные сооружения не разъедутся вследствие пучения промерзающего грунта и не образуют трещин. Высота щебневого слоя должна лежать в пределах 10-12 см.

    Предлагаем купить песок в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

    Бетонное основание

    Качество подготовки основания для будущей дорожки определяет внешний вид и надежность конечного результата. В зависимости от состава грунта, климата, требуемой прочности и декоративного оформления технология подготовительных действий будет разной. Набор необходимого инструмента для изготовления цементной дорожки своими руками смотрите в таблице.

    Дорожка на даче, рассчитанная на одного человека, должна иметь ширину не менее 60см. Если этот размер увеличить до 90см, смогут разминуться двое. Основание для будущей бетонной дорожки правильно сделать по следующей инструкции:

    1. Размечаем тропинку при помощи шнура и колышков. Допускается отсыпать контур траншеи песком.
    2. Копаем траншею глубиной 0,2м. На песчаном грунте бетон можно залить прямо в землю, и потребуется глубина 10см. Там, где будет проезжать автомобиль, а также на глинистых почвах необходима траншея размером 30см.
    3. Дно канавки выравниваем и трамбуем. Для улучшения отвода воды на грунт желательно уложить слой геотекстиля.
    4. Насыпаем песок слоем толщиной 7-10см в зависимости от нагрузки, увлажняем и трамбуем.
    5. Монтируем бордюр или опалубку из досок, если бордюр не предполагается. Верх доски должен совпадать с плоскостью будущего покрытия. Дорожка должна быть на 2-3см выше поверхности земли для отвода воды. С этой же целью можно предусмотреть поперечный уклон, тогда разные стороны опалубки должны иметь перепад по высоте 1см. Опалубку для дорожки с плавными изгибами лучше сделать из коротких дощечек или гибкого материала: фанера, пластик, OSB.
    6. Насыпаем слой щебенки толщиной 7-10см, в зависимости от нагрузки, и трамбуем.
    7. Опалубку можно установить из досок меньшей ширины после отсыпки щебня. В этом случае ее необходимо сшить поперечными брусками для устойчивости.
    8. В тех местах, где будет проезжать автомобиль, желательно выполнить армирование. Лучше всего для этой цели использовать арматуру диаметром 8мм, уложенную крест-накрест с ячейкой 10*10см. Удобна в применении кладочная сетка с диаметром проволоки не менее 4мм. Арматуру укладывают на камешки на высоте 3-4см от щебня и в 2-3см от опалубки.

    Иногда для мощения дорожек требуется бетонное основание, даже если сама дорожка и не из бетона, а, например, из природного камня. В этом случае применяется гравий очень мелкой фракции (можно заменить глиной), а пропорции берутся такими:

    • Цемент — 1 часть
    • Песок — 9 частей
    • Гравий (мелкий) — 1 часть.

    Ориентировочно на приготовление 1-го м3 такого бетона вам потребуется 13 ведер цемента (3,4 мешка), 120 ведер песка и 13 ведер мелкого гравия.

    Подготовка основания для дорожки из цемента

    Исходя из расчетов составляется смесь из цемента, песка и щебня, в которую добавляется вода и пластификаторы. Состав замешивается и доводится до однородной сметанообразной консистенции средней вязкости.

    Щебень используется средних фракций, размером 10-20 мм. При устройстве тропок с повышенной нагрузкой рекомендуется брать щебень с фракцией 40 мм.

    Замес желательно производить с помощью бетономешалки, особенно это касается большого объема работ. Если бетономешалки нет, то придется изготавливать раствор вручную. Для этого в емкость засыпаются все компоненты и тщательно перемешиваются лопатой, после чего в смесь вливается вода и снова перемешивается до получения однородной массы.

    Пластификаторы желательно использовать в небольшом количестве, для того чтобы удобнее было распределять заливку по траншее. Перебор с добавками может снизить прочность марки бетона.

    Самую простую присадку-пластификатор можно приготовить самостоятельно, используя следующие исходные материалы:

    • силикатный клей;
    • гашеная известь;
    • ПВА;
    • любое моющее средство.

    Вместо силикатного клея можно использовать жидкое стекло, а в качестве моющего средства подойдет стиральный порошок или хозяйственное мыло.

    Если дорожки планируется устроить цветными, то с бетонной смесью необходимо разводить пигментные красители требуемого колера.

    Приготовление и укладка бетона

    Для приготовления бетонного раствора потребуется стальной или обитый кровельным железом ящик. Если объем одного замеса небольшой, то готовить бетон можно непосредственно на ровной площадке (асфальт, лист железа и т. д.)

    В первую очередь следует смешать необходимое количество гравия и песка. Затем к ним необходимо добавить цемент и снова все тщательно перемешать. В результате должна получиться однородная серая масса.

    Теперь в середине этой сухой смеси делают углубление и выливают в него воду (половину от расчетного объема). Сухую смесь с кроев сгребают в воду. Перемешав таким образом смесь (она влажная, но воды в ней еще мало), снова делают углубление в середине и добавляют еще немного воды. Процесс повторяют до тех пор, пока бетон не станет нужной консистенции.

    Определить готов ли к укладке бетон, можно по следующим признакам:

    • Проведите по поверхности раствора плоской частью лопаты: она должна разглаживаться
    • Ткните лопатой в разглаженную поверхность бетона: на ней должны остаться бороздки.

    Готовить бетон самостоятельно достаточно тяжело физически, и на это потребуется много времени. Если вам нужно больше 3 м3, то лучше заказать готовый бетон, предварительно подготовив место выгрузки или приобрести бетономешалку. Подробную информацию о бетономешалках вы сможете найти в нашей статье «Бетономешалки. Принцип работы и применение бетоносмесителей».

    Бетон — один из популярных материалов для мощения садовых дорожек, патио, создания подъездных путей и других элементов как практического, так и декоративного назначения.

    Достоинства бетонного покрытия — высокая прочность, долговечность, возможность придания любой геометрической формы. Но у бетона есть и свои недостатки: во-первых, процесс изготовления бетона довольно трудоемкий и занимает немало времени во-вторых, использовать бетонное покрытие можно только через 2-3 дня после укладки, что причиняет некоторые неудобства владельцам участка. Однако многие хозяева предпочитают использовать именно бетонные элементы. Среди множества аргументов в их пользу — дешевизна материала.

    Заливка бетона производится в следующей последовательности:

    1. Чтобы сделать полотно садовой дорожки с малыми затратами, его заливают раствором цемента и песка в соотношении 1:3. Надежное покрытие делают из бетона, который готовят из расчета 2,5-3,5 части песка и 4-6 частей щебня на одну часть цемента марки М500. Для повышения устойчивости бетона в него добавляют пластификатор. Если у Вас есть бетономешалка, то в нее сначала заливают 80% необходимой воды, затем включают и загружают последовательно цемент, песок и щебень. Добавляют воду по необходимости. Перемешивание длится не более 5-7минут. В домашних условиях раствор для дорожки можно изготовить в том же порядке, используя корыто.
    2. Заливка дорожки может быть выполнена прямо из бетономешалки, если она установлена рядом. В противном случае раствор доставляют ведрами.
    3. Во время бетонирования из раствора удаляют воздух, простукивая опалубку и протыкая бетон.
    4. Поверхность выравнивают правилом.
    5. После появления воды бетон разглаживают гладилкой. С целью упрочнения покрытия его можно «пожелезнить», то есть зацементировать. В этом случае поверхность дорожки посыпают тонким слоем цемента и заглаживают.
    6. В регионах, где случается мороз, чтобы забетонировать дорожку без трещин, следует обустроить температурные зазоры. Для этого с шагом два-три метра на дорожке рекомендуется обустроить поперечно несколько слоев рулонной гидроизоляции.
    7. Залитый бетон укрывают полиэтиленовой пленкой на время отверждения раствора. В первые дни дорожку необходимо поливать водой для обеспечения реакции отверждения цемента.
    8. Пользоваться дорожкой можно через 5-10 дней заливки.

    Бетонные дорожки своими руками, заливка цементно-песчанного раствора, установка опалубки, укладка арматуры, создание подушки из песка

    Перед тем как начать разбирать вопрос, как залить бетонную дорожку своими руками следует сказать несколько слов о достоинствах и недостатках применения данного способа изготовления. У него есть три больших достоинства.

    • Это фундаментальное сооружение. Оно прочное и служить будет очень долго, конечно если все правильно сделать. Цементные дорожки могут быть прекрасной основой для тротуарной плитки.
    • Большим достоинством является простота доставки материалов для ее изготовления и их низкая стоимость. Т.е. если для мощения использовать брусчатку, то необходимо доставить ее, да еще и бордюр, а т.к. не у всех есть грузовая машина или прицеп, то сделать это достаточно проблематично. Бетон для дорожек изготавливают из песка и цемента на месте, а привести составляющие на дачу можно и на легковой машине. Кроме того, изготовление раствора не потребует специального инструмента.
    • Дорожки из цемента могут иметь любую форму, что предоставляет широкие возможности как для дизайна участка, так и непосредственно для ее устройства.
    • При ограниченном бюджете стоимость доставки, материалов и работ всегда играет решающую роль. Выбрав этот вариант возможно сделать самые дешевые дорожки на даче сэкономив на каждом выше обозначенном пункте.

    К недостаткам логично отнести не очень презентабельный внешний вид. Однако на это можно посмотреть и с другой стороны, как создание основы, на которой дальше сделать полноценный тротуар на даче.

    Для того чтобы все получилось хорошо, и тропинки служили долго необходимо соблюдать определенный порядок и технологию их возведения.

    Конструктивно тротуар из бетона состоит из песчаной подушки и слоя цеметно – песчаного раствора с армированием. Вся работа сводится к следующим этапам: разметка, подготовка грунта, возведение опалубки, устройство песчаной подушки и заливка дорожек бетоном.

    Разметка

    Это самый простой и быстрый этап. На нем необходимо определить месторасположение и габаритные размеры. В отличие от других способов мощения, здесь все параметры могут быть произвольными, что значительно расширяет возможности дизайна участка.

    Садовая тропинка, показанная на фото, имеет ширину 90 см. Такой размер был выбран по нескольким причинам. Во-первых, в перспективе предполагается облицевать ее плиткой, т.к. плитка имеет размер 30х30см, то, как раз встанут 3 плитки, без обрезков. Во-вторых, было решено, что и ходить по ней будет комфортно и ребенок на велосипеде ездить сможет.

    Разметку делают с помощью колышков и веревки. В землю вбиваются колья и на нужном расстоянии между ними натягивается бечевка. На этом первый этап следует считать законченным и необходимо приступить к следующему.

    Подготовка грунта

    При создании тропинки в саду из любых материалов необходимо выполнить подготовку грунта. Вся работа заключена в том, чтобы удалить слой земли, в котором находятся растения. Фактически его необходимо срыть. Причина в том, что после того, как бетонирование дорожек на даче будет завершено растения, которые остались под ними, будут постепенно перегнивать и оставлять пустоты. В них может скапливаться вода и замерзать в холодное время года. Расширяясь, она может повредить покрытие.

    Рис.1. Цементирование дорожек на даче начинают с удаления плодородного слоя земли и установки опалубки.

    Немаловажным остается и тот момент, что очень удобно, когда тропка находится на одном уровне с грунтом или чуть выше. Это сильно упрощает кошения газона и уход за территорией. А учитывая, что все слои заливки имеют определенную толщину, в данном случае порядка 5-7 см каждый, то соответственно на эту величину необходимо удалить грунт, примерно 10 – 15 см.

    Заливка дорожек на даче не может обойтись без опалубки. Она необходима для удержания цементного раствора до его затвердевания. Ее обычно изготавливаются из досок, но можно поступить более технологичным способом. Сделать ее из фанеры толщиной 6 – 10 мм. Для этого необходимо напилить полосы шириной порядка 15 см и с помощью кольев закреплены на своих местах.

    Рис.2. Опалубка для дорожек. К кольям фанера крепится с помощью проволоки. Это не прочное соединение, но хорошо справляется со своим назначением. Кроме того, такую конструкцию легко разбирать и устанавливать на новое место.

    Учитывая, что толщина слоя заливки не большая, всего 5-7 см, то большую нагрузку опалубка для садовых дорожек не испытывает. Зато благодаря использованию фанеры можно сделать всевозможные скругления и достаточно малого радиуса.

    Рис.3. Фанера очень удачное решение, т.к. ее можно гнуть практически по любому радиусу. Это бывает очень удобно если нужно избежать острых углов, например, в местах поворота.

    Так же следует отметить, что конечно хорошо сделать опалубку для всей тропинки сразу, но учитывая, что, во-первых, удобнее заливать по частям, а во-вторых, сплошную заливку делать нельзя, а нужно предусматривать швы для компенсации температурных расширений, то ее удобно собирать для каждого участка отдельно. Дополнительное преимущество – снижение расхода материалов.

    Рис.4. Устройство песчанной подушки.

    Так средняя протяженность участка заливки порядка 2,5м. Между ними оставляются компенсационный швы – 0,5 см.

    Песчаная подушка

    После установки опалубки приступают к устройству песчаной подушки. Она необходима для равномерного распределения веса, и выполняет роль дренажа.

    Известно, что основной враг любых построек это вода, особенно когда она замерзает. Песчаная подушка не задерживает влагу, а, следовательно, сберегает тропинку от замерзания грунта.

    Однако у песка есть один недостаток, он хорошо проходит через грунт. Если просто насыпать его непосредственно на землю, то через несколько лет, он может вместе с водой уйти в грунт. Что бы этого избежать, предварительно настелают агроволокно. У него есть большое достоинство, оно не гниет и хорошо пропускает влагу. Таким образом, с одной стороны песок останется на своем месте, с другой воды под садовой тропинкой не будет.

    Рис.5. Песчаная подушка будет равномерно распределять нагрузку и отводить избыток влаги. Чтобы песок со временем не вымылся целесообразно использовать агроволокно.

    В целях экономии допустимо применять обрезки агроволокна, оставшееся от парников. В дело целесообразно пустить все, что не пригодилось при посадке.

    Рис.6. Слой песка составляет примерно 10 см. Остатки агроволокна можно загнуть на верх подушки. Перед началом заливки ее следует хорошо уплотнить. Самый простой способ это обильно пролить водой.

    Песок обязательно нужно хорошо утрамбовать, чтобы не осталось пустот. Удобно использовать сырой песок. Если его нет, то следует его пролить водой, так он хорошо уплотниться. Так же, перед следующим этапом, желательно песчаную подушку разровнять. Это необходимо что бы основное покрытие было одной толщины.

    Перед тем как заниматься армированием предварительно необходимо поверх песчаной подушки положить полиэтиленовую пленку.

    Известно, что цементный раствор должен сначала затвердеть. а только потом высохнуть, в противном случае усадочных трещин не избежать. Кроме того, важнейшим компонентом бетона является цементное молочко, оно придает ему прочность. Так вот что бы столь ценный компонент не ушел в песок или в грунт необходимо постелить пленку, которая его задержит.

    Далее приступают к армированию, бетонная дорожка на даче от этого будет прочнее и прослужит дольше. Безусловно, правильно для этой цели применять стандартную арматуру, в крайнем случае, кладочную сетку или сетку для стяжки. Но за неимением этого в дело разрешается пустить все, что есть.

    Рис.7. Поверх песка укладывают пленку, так цементное молочко останется в растворе, а тропинка будет крепче. В качестве арматуры используют сетку для стяжки, а также любой металл имеющийся на даче.

    Теперь необходимо переходить к изготовлению бетона. Раствор для садовых дорожек изготавливают на основе песка и цемента в соотношении 1:3. Самое сложное в приготовлении это подобрать оптимальное количество воды и само размешивание.

    При отсутствии бетономешалки и ровной площадки или чана для размешивания методом лопаты, удобно использовать садовое ведро на 20 л в паре с перфоратором и самой крупной насадкой для миксера. Дозировку по объему делать с помощью баклажки из-под 5 литровой бутылки. В ведро хорошо умещается одна порция цемента и три порции песка плюс вода.

    Раствор для садовой дорожки должен быть определенной консистенции, правильный ее подбор сильно облегчит работу по заливке. К этому в дачных условиях обычно подходят опытным путем и каждый для себя выбирает оптимальный сам.

    Целесообразно поступать следующим образом. Берется одна часть цемента добавляется три части сухого песка. Далее эта смесь тщательно перемешивается до однородного состояния. Потом добавляется 0,5-0,7 частей воды, и размешивается. Таким образом, получается отличный раствор. Для укладки он немного тяжеловат, зато он отлично перемешивается, прекрасно разравнивается и уплотняется.

    Однако на даче найти сухой песок это достаточно проблематично, а специально сушить его практически не возможно, особенно если часто идут дожди. Как приготовить раствор для садовой дорожки в данном случае?

    Берется три части влажного песка (сырой песок вообще не пригоден, размешать его практически нереально) и засыпается в ведро. Сверху на него выкладывается одна часть цемента. Обратите внимание, они предварительно не перемешиваются. Далее добавляется 1-1,2 части воды, после чего размешивать. В таких соотношениях раствор получается достаточно жидким и его легко выливать из ведра.

    Вот видео процесса.

    Таким образом, изготавливается раствор и заливается в опалубку.

    После того как весь раствор залит необходимо разровнять его правилом и уплотнить до характерного выделения из него цементного молока. Для садовой дорожки шириной 90см удобно использовать метровое правило. Когда бетон слега схватиться нужно загладить его широким шпателем. В конце работ обязательно заливку нужно накрыть полиэтиленом, что бы вода с поверхности не высыхала. Через два дня пленку и опалубку снимают, а под конец второго дня уже можно смело ходить.

    На песчаное дно укладывается слой самодельной арматурной сетки, поверх которой и заливается бетонная смесь. Заливку следует производить частями — сначала половину раствора, потом еще половину.

    Поверхность бетона: декорирование

    Если вам не нравится серый цвет бетона, то можно приготовить цветной бетон, используя для этого специальные сухие пигменты (продаются в магазинах стройматериалов). Такие добавки не дают насыщенного цвета, скорее, придают бетонной массе мягкий пастельный оттенок. При этом лучше использовать для бетонного раствора белый цемент и белый песок.

    Можно немного сэкономить на пигментах: основную толщину залить обычным бетоном и лишь сверху добавить небольшой слой цветного. Делать это надо сразу, не давая схватиться нижнему слою.

    Поверхность бетона можно декорировать каменным боем или крошкой, галькой, осколками цветного стекла и так далее. Если вы самостоятельно заливаете плиты, то можно сделать так: на плотную бумагу выкладывают элементы декора и приклеивают их лицевую сторону наводорастворимый клей сверху ставят форму и заливают бетон когда плита затвердеет, бумагу снимают.

    Красиво смотрится поверхность бетона с рельефной фактурой. Для этого в форму перед заливкой укладывают рельефный трафарет. Используя толстую проволоку, пруты или рейки. С помощью всего этого можно создать любой рисунок.

    Аналогично трафаретом можно сделать рельеф на сплошной поверхности бетона. При этом перепад высоты не должен быть больше, чем 1 см: так и внешний вид будет привлекательным, и эксплуатация удобной.

    Можно сделать «расшивку»: на следующий день после заливки шпателем проделать маленькие канавки в поверхности бетона, за затем затереть их белым или цветным бетоном.

    Основной недостаток дорожек из цемента на участке – серый окрас и невыразительная фактура поверхности. Первая проблема решается путем окрашивания бетона. Готовую тропинку можно тщательно отмыть и покрыть акриловой краской в несколько слоев.

    Краска на поверхности цементной дорожки никогда не исчезнет, если краситель добавить в бетон при замешивании. Яркие цвета Вы при этом не получите, но в саду и на даче это чаще всего и не нужно.

    Еще один способ декорирования – украсить садовую дорожку на даче мозаикой из осколков керамической плитки или стекла. При этом есть возможность получить любые узоры.

    Фактурную поверхность бетонного покрытия у дома можно получить наложением специальных трафаретов во время застывания раствора. При этом окрашивание бетона позволяет создать поверхность под камень. Трафареты могут быть самими разными, их можно сделать своими руками или приобрести готовые.

    Гармоничный метод декорирования дрожек из цемента – применение кирпича и камня в качестве бордюра, а также включение их в полотно покрытия. Здесь существует широкое поле для проявления фантазии.

    Еще один способ разукрасить тротуар из бетона – применение форм. Они могут быть изготовлены своими руками или приобретены готовые. Основание из песка и щебня для таких тропинок не требуется, так как покрытие состоит из отдельных элементов, имитирующих камень, которые не испытывают нагрузок при изменении температуры.

    Дачную дорожку такого типа легко отремонтировать путем замены разрушенных камней. Все нюансы этой технологии приводятся в отдельной статье. Таким образом, Вы получили необходимую информацию о строительстве бетонных дорожек своими руками. Пусть у Вас все получится легко, просто и красиво.

    Видеоролик поможет уточнить возможные вопросы.

    Заключительные работы

    После заливки смеси в траншеи должно пройти минимум 3 дня, после чего можно снимать опалубочную конструкцию и удалять колышки. Места контакта с опалубкой и кольями желательно обработать гидроизоляционным раствором от разрушения конструкции талыми водами.

    С краев удаляется мусор, места опалубки засыпаются грунтом и утрамбовываются. Через неделю самодельную дорожку можно вводить в эксплуатацию.

    Если вновь устраиваемая бетонная тропинка присоединяется к старой или подходит встык к отмостке из бетона, то между ними желательно проложить термическую прокладку для образования деформационного шва. Это поможет создать подвижное соединение для того, чтобы бетонные сооружения не оказывали друг на друга взаимного давления.

    Добавки к бетону

    На сегодняшний день существует множество присадок и добавок к бетону, которые позволяют улучшить те или иные его характеристики. Перед тем, как купить добавку, необходимо определиться, какие показатели требуют улучшения.

    • Пластификаторы делают бетон более пластичным и удобоукладываемым, что позволяет снизить трудозатраты.
    • Гидроуплотнители наделяют бетон гидроизоляционными свойствами.
    • Обеспыливатели делают бетон устойчивым к истиранию, повышают его прочность.
    • Ускорители и замедлители затвердевания позволяют регулировать время схватывания бетона.
    • Противоморозные добавки дают возможность проводить бетонные работы даже при отрицательных температурах.
    • Добавки, улучшающие адгезию, улучшают «прилипание» бетона к армирующим элементам.

    Современные добавки, как правило, имеют комплексное действие, то есть позволяют улучшить сразу несколько характеристик.

    Важно! Всегда внимательно изучайте инструкцию по применению добавки. Некоторые добавки несовместимы с другими, другие нельзя использовать, если бетон армируется и т. п.

    Важно! Многие добавки изменяют потребность раствора в воде, как правило, воды потребуется меньше. Будьте внимательны и добавляйте воду в раствор меньшими порциями.

    Дополнительную информацию о бетоне вы можете найти в статье «Восемнадцать вопросов дачника о бетоне».

    Поверхность бетона: декорирование

    Бетонные полотна на даче украшают для придания эстетичности садовому участку. Декорирование тропок можно производить либо перед заливкой, либо самое позднее — через сутки.

    Существуют такие способы, как окрашивание, штамповка, применение различных форм и т.д.

    Декорировать тропки можно перед заливкой или через сутки.

    Покраска

    Покраску дорожек можно производить либо на этапе замешивания раствора, либо после застывания готового дорожного полотна.

    В первом случае применяются пигментные красители нужного цвета, которые необходимо тщательно размешивать. Достоинства такого способа: простота и удобство, стойкость цвета.

    Во втором случае краска наносится на уже застывшую поверхность, но, в отличие от пигментов, не обладает устойчивостью к истиранию, а потому со временем цвет может потускнеть. Чтобы этого избежать и продлить стойкость цвета, рекомендуется использовать проникающие смеси с пигментными добавками.

    Для восстановления цвета (когда потребуется освежить старую краску) можно воспользоваться следующей инструкцией:

    1. Удалить грязевый слой с дорожки, для сегментных тропинок — убрать сорную траву в межплиточных швах.
    2. Снять слой старой краски металлической щеткой, очистить от пыли.
    3. Замазать сколы и трещинки на поверхности, используя заделку для бетона (герметик, шпатлевку или затирочную смесь).
    4. Обезжирить дорожку составом для выведения пятен.
    5. Покрыть бетонную поверхность грунтовкой в 2 слоя. Первый слой должен полностью просохнуть, и только после этого можно наносить второй.
    6. Окрасить высохшую поверхность краской. Колеровать можно в несколько слоев для насыщенности цвета, но при этом стоит учесть, что интервал между нанесением слоев должен составлять не менее 12 часов. Это время, необходимое для полного схватывания краски с поверхностью и ее высыхания.

    Чтобы стойкость цвета держалась как можно дольше, рекомендуют окрашивать дорожку проникающими смесями с пигментными добавками.

    Окрашивать бетон рекомендуется полиакриловыми красками, предназначенными для наружных работ: они отличаются водоотталкивающими свойствами и паропроницаемостью, бетон может «дышать» и будет защищен от разрушения влагой. Кроме того, полиакриловые смеси устойчивы к воздействию ультрафиолета и не подвержены царапинам.

    Также для упрочнения тропинок можно использовать поливинилхлоридные, полиуретановые и латексные смеси — они защитят от разрушения. А краски на основе масла использовать нежелательно: ферменты, входящие в состав, проникают в поры и разрушают конструкцию изнутри, образуя трещины.

    При работе с краской можно использовать кисть, валик или распылитель, но следует учесть, что первые два инструмента дают большой расход материала, к тому же оставляя пузырьки воздуха и полосы, а распылитель может образовать потеки при передержке.

    Трафареты и формы могут применяться при заливке раствора, и в этом случае устройство опалубочной конструкции не требуется.

    Шаблон устанавливается в траншею, заливается бетонной смесью и разравнивается. Спустя 2-3 часа форму можно снимать и ждать полного застывания и набора марочной прочности уже без ограничителя. Такие дорожки являются сегментными и состоят из отдельных элементов.

    Несмотря на скорость монтажа, элементы тоже необходимо периодически увлажнять водой до полного застывания бетона.

    Штамповка

    Этот способ является разновидностью использования трафаретов с той разницей, что отдельная заливка в каждый ограничитель не требуется. Бетонная смесь также заливается в подготовленную траншею, а штампы ставятся на еще не полностью застывший раствор.

    Выбирая штампы в магазине, следует руководствоваться жесткостью шаблона — чем плотнее материал, тем легче и быстрее будет проходить штамповка.

    Этим способом можно имитировать укладку бутового камня, брусчатки, доски и различного стройматериала.

    Другие способы

    Не менее интересными и легкими вариантами декорирования являются следующие:

    1. Имитация плитняка. Для этой цели на поверхности бетона, который еще окончательно не застыл, наносятся прорези. Их можно будет заполнить либо затиркой, либо раствором бетона другого цвета. Рисунок на такой дорожке будет похож на укладку плитняка.
    2. Укладка мозаики. Сюда подойдет любой битый материал: осколки кафельной плитки различного цвета, битый кирпич, разноцветные камешки и галька, и даже старые пуговицы. Главное условие: вдавливать мелкие детали не слишком глубоко, проделывать утапливание элементов на не полностью застывшей поверхности.
    3. Создание узоров. Рельефные рисунки можно создать с помощью различных отпечатков при бетонировании дорожек. Это могут быть листья, мелкие и крупные ракушки, следы рук и ног.
    Оцените статью
    Добавить комментарий